Get Adobe Flash player
Версия для слабовидящих
просмотров: 111
Официальный интернет-портал правовой информации
просмотров: 111
Программа на языке программирования Паскаль состоит из трех основных частей :
  • заголовка – содержит имя (название) программы;
  • декларации (описания) – раздела, содержащего описание всех элементов программы;
  • операторной части – набора команд (операторов), выполняемых компьютером.

1. Раздел заголовка.  

В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид:

program n (input, output, x, y,…);

здесь n – имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе.

Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.

2.  Раздел декларации (раздела, содержащего описание всех элементов программы)  могут включать в себя:

Раздел

Описание

Раздел описания модулей  (Uses ..)

раздел подключаемых библиотек (модулей);

Метки (Label)

Позволяет “пометить” необходимую строку программы.

Константы (Const)

Задает перечень элементов и их значения, которые не будут изменяться в процессе выполнения программы.

Переменные (Var)

Определяет элементы, используемые для хранения и изменения необходимых программе значений.

Типы (Type)

Позволяет определять новый набор свойств, который затем будет использован для создания переменных, обладающих этими свойствами.

Процедуры (Procedure)

Определяет именованный набор действий, к которому можно обращаться по заданному имени.

Функции (Function)

Определяет именованный набор действий, в результате работы возвращающий значение. К этому набору действий можно обращаться по заданному имени.
3. Раздел операторов (операторской части)

 

Комментарий.     Это пояснительный текст, который можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел. Текст комментария ограничен: слева – ‘{‘, справа – ‘}’, и может содержать любые символы. Комментарий игнорируется транслятором, и на программу влияния не оказывает.    { комментария }.

Каждый оператор заканчивается символом   “;”     (точка с запятой)!

Заголовок чаще всего состоит из служебного слова Program и имени программы.

Операторная часть содержит последовательность предписаний, которые должен выполнить компьютер.

Все элементы Pascal-программы перед использованием должны быть обязательно описаны! Это делается для того, чтобы к “моменту первой встречи” компьютера с этим элементом в программе, компьютер “знал”, что это за элемент и какие действия можно над ним выполнять.

Текст программы заканчивается символом точка.

 

Раздел описания модулей USES.
Раздел имеет структуру:
USES Модуль 1, Модуль 2, … Модуль N, где за ключевым словом USES указывается список, в котором перечисляются все имена библиотек (модулей) стандартных и пользовательских, к процедурам и функциям которых есть обращение в программе. Если таких обращений нет, то раздел USES не нужен.
Пример:             USES CRT, GRAPH, HELP, MYLIB;  {В этом примере две стандартные библиотеки — CRT, GRAPH и две пользовательские библиотеки — HELP, MYLIB.}

Раздел описания меток LABEL.
Раздел имеет структуру:
LABEL Метка 1, Метка 2, Метка N, где за ключевым словом LABEL указывается список, в котором перечисляются все имена меток, встречающихся в программе.
Пример:
LABEL M1, M2, M3 ;
Метки позволяют менять естественный ход выполнения программы.  Ссылка на метку осуществляется оператором GOTO . Если в программе меток нет, то раздел LABEL отсутствует.  В теле программы (в разделе операторов) метка ставится перед требуемым оператором и отделяется от него двоеточием.
Пример:
М1:   X := А * В – С/2;
Областью действия метки является блок, где она описана. Ниже приведена схема использования меток в тексте программы.

LABEL метка 1, метка 2;
BEGIN

m1: <оператор 1=””>; {метка 1}

m2: <оператор 2=””>; {метка 2}

GOTO  m1; {переход к метке m1}

END.

Раздел описания констант CONST.

Раздел существует, если в алгоритме используется по крайней мере одна константа, то есть величина, не изменяющая своего значения в процессе выполнения программы. Попытка изменить значение константы в теле программы будет обнаружена на этапе трансляции.

В стандарте на Паскаль константы определяются следующим способом:

 CONST

<идентификатор 1=””> = <3начение 1=””>;

<идентификатор 2=””> = <3начение 2=””>;

Примеры констант:

CONST

А = 15.7;

BXZ = ‘Серия N123/5’;

MIN_IND = id=”mce_marker”5D;

С_10 = -0.57Е-6;

L125 = 695;

FLAG = TRUE;

Константа может иметь только предопределенный (стандартный) тип данных. Тип присваивается константе по внешнему виду значения и в соответствии с этим типом отводится память для хранения значения константы.

В качестве расширения стандартного Паскаля разрешено использовать выражения, составленные из ранее определенных констант и некоторых стандартных функций (Abs, Chr, Hi, Length, Lo, Odd, Ord, Pred, Prt, Round, SizeOf, Succ, Swap, Trunc). Примеры использования константных выражений:

CONST

Min = 0;

Max = 250;

Centr = (Max-Min) div 2;

Beta = Chr(225);

NumChars = Ord(‘2’) – Ord(‘A’)+l;

Message = ‘не хватает памяти’;

ErrStr = ‘Ошибка:’ + Message + ‘.’;

Ln10 – 2.302585092994045884;

Ln10R = 1/Ln10;

Константные выражения вычисляются компилятором без выполнения программы на этапе ее создания.

Раздел описания типов TYPE.
Стандартные типы данных (REAL, INTEGER, BOOLEAN, CHAR) не требуют описаний в этом разделе. Описания требуют только типы, образованные пользователем.
Концепция типов — одно из основных понятий в языке. С каждым данным связывается один и только один определенный тип.
Тип — это множество значений + множество операций, которые можно выполнять над этими значениями, то есть правила манипулирования данными. Использование типов позволяет выявлять многочисленные ошибки, связанные с некорректным использованием значений или операций еще на этапе трансляции без выполнения программ.
О Паскале говорят, что он строго типизирован, то есть программист должен описать все объекты, указывая их типы, и использовать в соответствии с объявленными типами. Программы становятся более надежными и качественными. При компиляции информация используется для уточнения вида операции. Так знаком + для данных типа REAL и INTEGER обозначается операция сложения, а для множеств (тип SET) — объединение. Структура раздела описания типов имеет вид:

TYPE

<имя 1=””> = <значение 1=””>;
<имя 2=””> = <значение 2=””>;

<имя l=””> = <значение l=””>;

Имя типа представляет собой идентификатор, который может употребляться в других типах, описанных вслед за данным типом. Раздел TYPE не является обязательным, так как тип можно описать и в разделе переменных VAR. Примеры описания пользовательских типов:
TYPE

DAY = 1..31; Year = 1900.. 2000; {Интервальный тип}
LatBukv = (‘А’, ‘С, ‘D’, ‘G, ‘Н’); {Перечисляемый тип}
Matr = array[-1..12, ‘А’.. ‘F’] of real; {Регулярный тип}

Раздел описания переменных VAR.
Это обязательный раздел. Любая встречающаяся в программе переменная должна быть описана. В языке нет переменных, объявляемых по умолчанию. Основная цель этого раздела определить количество переменных в программе, какие у них имена (идентификаторы) и данные каких типов хранятся в этих переменных. Таким образом, переменная это черный ящик, а тип показывает, что мы в него можем положить.
Структура раздела имеет вид:

VAR

<список 1=””>:<тип 1=””>;
<список 2=””>:<тип 2=””>;

<список n=””>:<тип n=””>;

Тип переменных представляет собой имя (идентификатор), описанный в разделе TYPE при явном описании типа, или собственно описание типа в случае его неявного задания. Примеры описания переменных:
TYPE

DAY= 1..31; Matr = ARRAY[1..5,1..8] OF INTEGER;

VAR

A, B: DAY; X, Y: Matr; {явное описание типов }
YEAR: 1900.. 2000; LES: (LPT, PRN); {неявное описание типов }
А, В, CD, FER51: REAL; {описание переменных стан-}
EQUAL: BOOLEAN; SH: CHAR; {дартных типов производится }
I, J, К: INTEGER; {только в разделе VAR}

Раздел описания процедур и функций.
Стандартные процедуры и функции, имена которых включены в список зарезервированных слов, в этом разделе не описываются. Описанию подлежат только процедуры и функции, определяемые пользователем.

PROCEDURE <имя> (<параметры>); {заголовок процедуры}
       <разделы> {тело процедуры }
BEGIN
          <раздел>
END;

FUNCTION <имя>(<параметры>): <тип>; { заголовок }
       <разделы> {тело функции}
BEGIN
      <раздел>

END;

Структура процедур и функций та же самая, что и у основной программы. Отличие описаний состоит в том, что идентификаторы констант, переменных, процедур и функций, описанных в соответствующих разделах описаний пользовательских процедур и функций, распространяются только на блоки, где они описаны и на блоки внутренние по отношению к ним. На внешние блоки, в том числе на тело основной программы, они не распространяются.

Раздел операторов.
Это основной раздел, именно в нем в соответствии с предварительным описанием переменных, констант, функций и процедур выполняются действия, позволяющие получать результаты, ради которых программа и писалась.
Синтаксис раздела операторов основной программы:
BEGIN

<оператор 1=””> { Операторы выполняются}
<оператор 2=””> { строго последовательно}
… {друг за другом.}
<оператор n=””>

END.

 

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
просмотров: 111

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Captcha Reload

13 + пятнадцать =

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Башкирская гимназия № 158 имени Мустая Карима” городского округа город Уфа Республики Башкортостан
сокращенное: МБОУ “БГ № 158 им. Мустая Карима”
Место нахождения (юридический и фактический адрес) :
450074, Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. З.Исмагилова, 1.
Руководитель образовательного учреждения:
Ахмадеева Гульназ Гафировна
тел (факс) 8(347) 2 89 52 50, bg158ufa@mail.ru

Башкирская гимназия №158 им. М. Карима

Copyright © 2017. All Rights Reserved.