Скачать: УЧИТЕЛЬ. Новый ФГОС-2022
Скачано: 3, размер: , дата: 14 Окт. 2024

 


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — ФГОС).

🔹 Основные отличия от прежних ФГОС

Во ФГОС, которым мы пользуемся сейчас, много общих, обтекаемых формулировок. Главное отличие обновлённого стандарта — более конкретные формулировки по поводу требований к предметам всей школьной программы: чем овладеет школьник и что освоит. Кроме того, акцент сделан на применении знаний на практике.

🔹 Патриотическое воспитание

В новом стандарте больше патриотических установок, чем в прежнем. Акцент сделан на формировании представлений о значимом международном положении России, в частности:

о месте России в мире и её исторической роли;
территориальной целостности;
вкладе в мировое научное наследие и «о стране, устремлённой в будущее».

🔹 Изменения в изучении истории и обществознания

В школьном курсе истории ученик должен уметь устанавливать связи между историческими событиями, в том числе «сложными 1990-ми годами», «возрождением страны 2000-х годов», «воссоединением Крыма с Россией 2014 года».

В рамках изучения обществознания школьники должны иметь представления о традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Речь идёт о защите человеческой жизни, прав и свобод человека, семье, созидательном труде, коллективизме, служении Отечеству. Кроме того, выпускник школы должен уметь аргументированно объяснять проведение в отношении России «международной политики ”сдерживания”».

🔹 «Щепотка» патриотизма в ОБЖ

Новый ФГОС добавил патриотизма и в курс ОБЖ. В задачах предмета — формирование у ребят понимания и признания особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, а также «чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества». Однако из курса ОБЖ убрали всё, что касается изучения законодательства об обороне государства и воинской обязанности, быта военнослужащих, воинских ритуалов.

🔹 Финансовая грамотность

Уже в начальной школе ребята начнут изучать финансовую грамотность. Это не отдельный предмет. Компоненты финансовой грамотности будут включены в содержание окружающего мира, математики, обществознания, информатики, географии и некоторых других предметов.

🔹 Иностранный язык

По новому ФГОС школьники должны вести диалог объёмом до восьми реплик со стороны каждого собеседника, уметь составить монолог на 10–12 фраз, воспринимать и понимать на слух не более двух минут аутентичного текста, писать сообщение на 100–120 слов.

🔹 Второй иностранный язык

Новый документ гласит следующее: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий», — эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года. Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Родители при желании могут отказаться от изучения второго иностранного, для этого надо подать заявление на имя директора.

🔹 ОДНКНР

Стандарты изучения этого предмета по сравнению с прошлой редакцией стали более светскими. Так, в действующих стандартах есть задача научить школьников осознавать значимость нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Во ФГОС, которые скоро вступят в силу, такого пункта нет: вместо этого — формирование у ребят «уважительного отношения к национальным и этническим особенностям, религиозным чувствам народов России».

🔹 Шахматы в начальной школе

В большом количестве школ в начальных классах будут играть в шахматы вместо третьего урока физической культуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Однако повсеместной такая практика не станет: в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы в 1–4-х классах. Вместе с тем появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению ГТО.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?